|ГЛАВНАЯ|     |О ЖУРНАЛЕ|      |АРХИВ|      |ПОДПИСКА|     |РЕКЛАМНЫЙ ОТДЕЛ|    |КОНТАКТЫ|     |СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА|     |НОВОСТИ|      |ПРОЕЗД|       |КАРТА САЙТА|

№2(33) 2007

 

Безграничные возможности Triple Play

Когда технология переваливает за рубеж «маркетингового шума» в область опытного внедрения, как правило, появляются статьи критической направленности. Часто их авторами становятся те, кто попался на удочку рекламной шумихи и начал внедрять еще не опробованную технологию. Тогда возникает разочарование: «вот, мол, обещали — а где же небо в алмазах»? А ведь появление таких статей в отношении услуги «3 в 1» — это нормальный социальный процесс, который показывает, что Triple Play начинает действительно внедряться. Кстати, нечто похожее прокатилось и по Западу. Не просто так всемирно известный аналитический журнал Economist magazine в номере от 12 октября 2006 г. назвал Triple Play массовой истерией телекоммуникационной промышленности. Но критика — это повод к конструктивному обсуждению, а не простое «закошмаривание» ситуации. А то ведь и вправду можно представить, что собрались маркетологи и, подобно наркодельцам, начали думать, на какую бы «иглу» подсадить население. И вот вам новый наркотик —Triple Play!

Хорошо, что в действительности все не так просто. У Triple Play много интересного впереди и свести это все к пустым выдумкам каких-то маркетологов едва ли оригинально.

Мы можем как угодно относиться к IP-TV и критиковать эту услугу без пощады, но обратимся к фактам. Со ссылкой на EITO (ежегодное статистическое исследование уровня информатизации стран Евросоюза), в относительно небогатой Италии принято решение в начале следующего года окончательно отключить эфирное телевидение, поскольку им сейчас пользуется всего-то 3–5% населения. Любителям социального телевизионного пакета будут вручены за счет государства STB и предоставлена возможность подключения к социальному пакету IP-TV Италии. Вообще, на примере этой страны можно много рассказать об особенностях решения.

Например, как интересно смотрится услуга избранного комментария к футбольному матчу. Если играют, скажем, «Милан» и «Рома», то закономерно, что у них разные болельщики. В рамках проекта IP-TV оказывается возможным предоставить комментарии к событиям как со стороны Милана, так и со стороны Рима. И, заметьте — никакой объективности к поведению соперника. Это особенно нравится живым и импульсивным болельщикам в Италии. А еще в стране есть личный канал Берлускони, который включен в социальный пакет.

Информация о жизни президента, его хобби, интервью с ним, его дети и любимые животные — пожалуйста, круглые сутки. Я уверен, что зрители таких каналов найдутся и в России, и в Украине. Дополнительные 3–5% электората — весомый аргумент, чтобы всю страну перевести на IP-TV даже сугубо под госзаказ пиара президента. А если не нравится президент — пожалуйста, например, в России уже есть персональные каналы телевидения у Сергея Шнурова и Евгения Гришковца. Так что IP-TV — это новая креативная услуга, победившая в странах Европы не благодаря «широкой полосе», а благодаря интерактивности, и просто так отбрасывать ее не следует.

Здесь стоит вспомнить доклад генерального директора компании CTI Игоря Масленникова на прошлогодней конференции «Triple Play и IP-TV — навстречу будущему» в Киеве, где он сказал, что не IP-TV, а именно Triple Play является наиболее «прорывным» решением.

Мы в полной мере не можем даже предположить, какие услуги эта концепция породит. Пример с SMS, приведенный в статье, более чем актуален — никто не ожидал, что эта услуга будет иметь взрывной интерес, но это случилось. Triple Play как концепция предоставляет максимальную гибкость пользователю и способна породить совершенно неожиданные новые услуги. Остается подождать и посмотреть, как «дети Индиго» обойдутся с новыми открывающимися для них возможностями. Уже сейчас первые робкие проявления Triple Play ставят в тупик, меня лично ставят. На недавно прошедшей выставке CeBIT-2007 компания Alcatel-Lucent демонстрировала систему формирования собственного канала телевещания. Например, если пользователь подключен к сети Triple Play, то он вполне сможет составить свою программу передач и не только для себя, любимого, но и для широкой аудитории. И не только телевидение, но и подключить туда же реалити-шоу из жизни своего любимого хомячка, телеголосование по вопросам нового мирового порядка, массовые Интернет-рассылки с приглашением на новую супер-программу, а также чат, SMS и все, что было создано в мире современных услуг. От «сам себе режиссер» человек может перейти к «сам себе продюсер» и формировать свой канал телевещания, продавая эту услугу широким массам пользователей. И это только цветочки. Лично я не до конца сейчас понимаю все потенциальные возможности такой системы, даже если бы она оказалась в моих руках.

Так или иначе, но в Triple Play много интересного. Взять хотя бы эволюцию самой концепции. Сформулированная в начале именно как концепция «три в одном», сейчас это в большей степени отдельная услуга —хорошая иллюстрация синергетического преобразования. Конечно, и технических проблем много, но у какой технологии их не было на ранних стадиях развития? Другое дело, как мы относимся к этим проблемам. Очевидно, что только конструктивное обсуждение потенциальных сложностей может обезопасить от перспективных ошибок.

С сетями следующего поколения (NGN) вообще не все просто. Как и всякая революционная концепция, NGN приносит не только «розы», но и «шипы». Здесь и потенциальная возможность коллапса проектов массового внедрения ADSL, и проблема подконтрольности систем SoftSwitch, и гармонизация передачи разнородного трафика на уровне транспорта, и проблема паразитологии на уровне услуг (Skype, Google Talk и пр.). И все это требует пристального взгляда и глубокого анализа. Так что Triple Play нужно изучать, критиковать, оправдывать и обсуждать. Главное, чтобы это было серьезно и конструктивно.

Игорь БАКЛАНОВ,
Генеральный директор компании PR Group