|ГЛАВНАЯ|     |О ЖУРНАЛЕ|      |АРХИВ|      |ПОДПИСКА|     |РЕКЛАМНЫЙ ОТДЕЛ|    |КОНТАКТЫ|     |СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА|     |НОВОСТИ|      |ПРОЕЗД|       |КАРТА САЙТА|

№2(33) 2007

 

IP-TV – это не просто телевидение

Похоже, на каком-то этапе произошла путаница в понятиях. Зачастую аббревиатуру IP-TV понимают как реализацию услуги «телевещание поверх IP-сетей». На самом деле вопрос о том, что же такое IP-TV — «телевидение поверх IP» или «IP в телевизоре», является весьма принципиальным. Ибо он дает возможность правильно понять, с чем связана суета вокруг этой технологии.

IP-TV, в первую очередь — средство создания IP-коммуникационных сервисов с использованием телевизора как средства отображения, а не средство воссоздания телевизора поверх IP-сетей. Под сервисами IP-TV обычно понимают совокупность «видео по требованию» (Video on Demand), «персональный видеомагнитофон» (Personal Video Recorder), различные интерактивные услуги, реализуемые на экране телевизора и, конечно же, Broadcast или Multi-cast Video (как раз традиционный вид телетрансляции).

Очевидно, что традиционное телевидение теряет потребителей. Это происходит во всем мире. В России, например, генеральный директор Первого канала Константин Эрнст заявил, что его канал лишился до 30% аудитории. Причем отвернулись наиболее успешные люди, которые смогли реализовать себя в жизни и перестали видеть в телевизоре источник информации и развлечений. За развлечениями они обратились в Интернет. То же самое происходит и в других странах, в первую очередь в тех, где велико развитие широкополосного доступа в Сеть. Такая тенденция — ясный и четкий сигнал о том, что традиционное ТВ должно преобразиться. Применение новейших технологий для того, чтобы реализовать ту же услугу — не что иное, как стрельба из пушки по воробьям. IP-TV — прежде всего возможность реализовать все множество интерактивных услуг в наиболее привычном для потребителя формате. «IP в телевизоре» – это и концепция everything on demand, и возможность влиять на происходящее на экране, добавляя собственный контент; кроме того, это способ реализовать коммуникативные возможности протокола IP и т.д.

Так или иначе, сегодня сложно однозначно сказать, что есть центром домашних развлечений: телевизор или компьютер. Например, современные игровые приставки это компьютеры или телевизоры? Они подключаются к телевизору, но сами по себе являются компьютерами, с жесткими дисками, видеокартами, сетевыми интерфейсами и приводами DVD. Точно так же и абонентская приставка IP-TV является компьютером. В ней есть MPEG-декодер, сетевой интерфейс, зачастую бывают и жесткие диски, интерфейсы для подключения IP-телефонов, а для обеспечения работы используется операционная система Linux или Windows.

Я бы сказал, что центром развлечений недалекого будущего будет многофункциональное устройство на базе малошумящего и «быстровключаемого» компьютера, соединенное по интерфейсу HDMI с большим дисплеем и предельно простое в управлении. Как вы назовете этот комплекс развлечений: компьютером или телевизором — не имеет значения.

Более того, подобная схема позволит изящно решить проблему с контентом, активно привлекая к его созданию самих потребителей. Это вопрос серьезного правового регулирования, однако с технологической точки зрения вопрос добавления к платформе созданного самими пользователями мультимедийного содержания вполне решаем. К сожалению, «фабрики грез» не производят сейчас достаточного количества качественного контента, который был бы столь же интересен, сколь и высокобюджетен. Это одна из причин, по которой появляется такое количество частного видео-материала на коммерческих каналах (включая круглосуточный WorldMade-Channel). Вот почему современная и активная молодежь проводит больше времени в Интернете, активно участвуя в формировании контента.

А что касается Triple Play, то как концепция пакетизации услуг (это, кстати, не «все услуги на экране ТВ», а пакетизация услуг «передача данных», «передача голоса» и «передача видео» в рамках единого предложения клиенту, единого абонентского счета и, в итоге, новой, конвергированной услуги) она нашла широкий отклик среди операторов. Ключевым преимуществом Triple Play является то, что теперь операторы получают возможность по единой сети, с единой точкой входа в дом предоставить абоненту все современные коммуникационные услуги, централизованно управлять ими и выставлять за них единый счет. Это придает новое качество пользованию услугой.

Павел РЕБРОВ,
менеджер по развитию бизнеса,
Cisco Россия