|ГЛАВНАЯ|     |О ЖУРНАЛЕ|      |ПОДПИСКА|     |РЕКЛАМНЫЙ ОТДЕЛ|    |КОНТАКТЫ|     |СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА|    |НОВОСТИ|    |ПРОЕЗД|     |АРХИВ|  |IT-СТРАНСТВИЯ|

№ 4 (47) 2009

 

 

 
 

 

 

 


 

Методы регистрации, контроля и учета аварий на оптических

сетях, формализация работы диспетчерских служб

 

Создание диспетчерско-аналитического центра (ДАЦ)

компании «Атраком» позволило обеспечить надежное

оперативно-диспетчерское управление ВОЛС

и повысить надежность работы на всех ее участках.

 

 

Компания «Атраком»* специализируется на строительстве, эксплуатации и предоставлении в аренду сетей волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). ООО «Атраком» создано в 2003 году, и на сегодня в его активе более 24 000 км построенных ВОЛС. В эксплуатации у компании находится свыше 16 000 км магистральных и 5000 км городских линий связи, а также 250 необслуживаемых регенерационных пунктов (НРП) по всей Украине. Клиентами ООО «Атраком» являются все операторы мобильной связи (GSM, CDMA, 3G) и крупнейшие операторы фиксированной связи. Сеть ВОЛС — ключевой ресурс компании, поэтому очень важно иметь оперативный доступ к актуальной информации о ней.

___________________________________________________

* О решениях и подходах компании «Атраком» к управлению

сетью журнал уже писал (см. «СиБ» 2009, № 2, с. 80–81;

2007, № 4, с. 68–70; 2006, № 6, с. 50–52)

 

В конце 2007 года в компании был создан собственный департамент эксплуатации сети и с начала 2008-го 100% ВОЛС «Атраком» эксплуатирует самостоятельно. Для обеспечения максимального присутствие в областях Украины компания создала 47 региональных офисов. Парк автомобилей, выполняющих обслуживание сети и аварийно-восстановительные работы (АВР), расширился до 90 машин.

Параллельно с образованием департамента эксплуатации руководством компании была поставлена цель — создать диспетчерско-аналитический центр (ДАЦ) с целью обеспечения надежного оперативно-диспетчерского управления и повышения надежности ВОЛС. Сегодня ДАЦ — одно из важнейших подразделений компании, работающее круглосуточно (также в выходные и праздничные дни).

Основные функции ДАЦ:

• круглосуточная поддержка клиентов компании;

• оперативный контроль над состоянием ВОЛС, аварийно-восстановительными работами (АВР) и работами на сети;

• независимая оценка и контроль над деятельностью департамента эксплуатации;

• накопление, систематизация и анализ информации о ВОЛС.

Аппаратное обеспечение ДАЦ — два HP blade-сервера на базе Intel Xeon, две двухпроцессорные рабочие станции на базе Intel Core 2 Duo, ноутбуки, система визуализации, состоящая из трех 50" плазменных панелей, система GPS-мониторинга Teletrack, установленная на каждом автомобиле компании, две телефонные линии. Диспетчерский центр специально оборудован избыточно с целью достижения 100% работоспособности на случай выхода из строя отдельных компонентов системы. Все оборудование подключено к источникам бесперебойного питания, которые обеспечивают полную работоспособность центра в случае прерывания электропитания. Программное обеспечение центра разнообразно: Microsoft Windows Sever, Windows XP x64, MSSQL, Microsoft Office, система инвентаризации и учета MSTS, система мониторинга оптических волокон, система GPS слежения за автомобилями Teletrack. Помещения компании оборудованы климатическим оборудованием и пожарной сигнализацией.

В компании «Атраком» применялось несколько подходов — ручная система регистрации событий диспетчерами в текстовом документе и полуавтоматическая регистрация событий в системе инвентаризации и учета MSTS диспетчерами и исполнителями работ. В данной публикации рассмотрены оба подхода организации работы диспетчерской службы.

Исторически сложилось, что все события на сети в компании «Атраком» регистрировались и учитывались диспетчером. Получая информацию по телефону, диспетчер фиксировал ее в документах Excel или Word. К плюсам подобной организации можно отнести простоту и малое время, требуемое для создания диспетчерской службы. При этом метод имеет ряд существенных ограничений и недостатков. Во-первых, возможности по приему и регистрации событий весьма ограничены способностями человека. Рабочее время диспетчера при таком подходе используется недостаточно эффективно, так как фактически оно уходит на заполнение отчетов — работу рутинную и однообразную. Во-вторых, точность данных, заполняемых диспетчером, невелика и сильно зависит от количества информации и квалификации работника. В-третьих, информация, собранная таким образом, неоднородна, зачастую искажена и трудна для анализа и накопления. Но главный недостаток подобной организации диспетчерского центра — недостаточная масштабируемость системы, иными словами, невозможность расширения круга обязанностей диспетчера, регистрации большего количества событий с более высоким качеством.

Принципиально новым подходом в организации работы диспетчерской службы и регистрации аварий можно считать внедрение многопользовательской базы данных, доступной сотрудникам компании через Intranet. В ООО «Атраком», начиная с 2009 года, введена в опытную эксплуатацию система инвентаризации и учета MSTS (рис. 1), созданная совместно с компанией «Софтлайн». Эта система доступна круглосуточно всем сотрудникам и клиентам компании. Информация о работах и авариях регистрируются в подсистеме «Регистрации аварий и работ» системы MSTS.

 

 

Основные преимущества и недостатки двух подходов регистрации событий на сети отображены в таблице.

 

 

При организации работы диспетчерской службы с использованием системы инвентаризации и учета MSTS работа диспетчера сводится к регистрации аварий и небольшой части работ на сети, а также к всестороннему анализу и проверке зарегистрированных данных. Рабочее время диспетчера максимально свободно для качественного анализа информации и коммуникаций с клиентами и исполнителями работ. При данном подходе количество, детализация и точность регистрируемых событий высока. Объемы накапливаемой информации фактически не ограничены. Данные можно анализировать как в системе MSTS, так и в Excel.

К вспомогательной информации при регистрации аварии можно отнести данные об организации — виновнике аварии, задействованной технике, пробеге автотранспорта, использовании времени и других ресурсов компании. Данные, регистрируемые при возникновении аварии, накапливаются в соответствии с КНД 45-117-99.

Информация об аварии вводится диспетчером в карточку аварии, которая имеет вид, представленный на рис. 2.

 

 

Информация о работах регистрируется ежедневно непосредственными исполнителями в карточку работ, аналогичную карточке аварии, или в календаре (рис. 3), который является удобным инструментом планирования и отображения запланированных работ.

Подобным образом регистрируются все события на сети: повреждения, предупреждения, работы в охранной зоне ВОЛС, работы на сети, охранно-разъяснительные работы, строительство, плановые работы и ремонт.

Наиболее универсальной расчетной характеристикой надежности сети является коэффициент готовности, с которым однозначно связан коэффициент неготовности (или коэффициент вынужденного простоя).

 

где То — средняя наработка на отказ, т.е. среднее время между отказами, либо число часов в исследуемом временном промежутке, а Tв — среднее время восстановления работоспособного состояния.

Коэффициент вынужденного простоя (коэффициент неготовности) Кп — это вероятность того, что система не будет работоспособна в произвольно выбранный момент времени.

  Кп = 1 – Кг

Коэффициент готовности характеризует методику работы и технологическую дисциплину службы эксплуатации, характер ВОЛС и эффективность защитных мероприятий, проводимых специалистами компании. Основные факторы, влияющие на расчетное значение Кг, — это количество аварий и среднее время устранения одной аварии.

Всем известно, что человек обращает больше внимания на визуальную информацию, и его мозг обрабатывает ее быстрее, чем печатную или табличную. С целью удобства восприятия информации в системе MSTS разработана подсистема визуализации (рис. 4), гибкий инструмент отображения всего массива информации из базы данных системы инвентаризации и учета.

 

 

База данных содержит информацию о состоянии каждого метра всех обслуживаемых оптических волокон (оптические и механические характеристики) с привязкой трасс оптического кабеля и муфт на них к местности при помощи компьютерной карты (рис. 5).

 

 

 База данных предоставляет информацию о возможностях как сети в целом, так и любого из ее фрагментов с учетом состояния кабельной канализации.

По мере развития компании доля эксплуатационных расходов возрастает, требования заказчиков относительно надежности сети растут, поэтому вопросу анализа и планирования сетей уделяется особое внимание. Информация (о пробеге автотранспорта, об использовании рабочего времени и прочих ресурсов компании), собранная диспетчерской службой, направляется руководству для управленческого и финансового учета.

Статистическая информация может использоваться клиентами, а также внутри компании для проведения сравнительного всестороннего анализа деятельности Центров Технического Обслуживания и Эксплуатации (ЦТОЭ) и компании в целом. Для проведения сравнительного анализа деятельности ЦТОЭ, а также для объективного сравнения с показателями конкурентов числовые показатели нормируются. Так, для ставшей традицией в нашей компании номинации «Лидеры года», в 2008 году аналитический центр, благодаря учетной базе данных, смог предоставить объективные данные для определения победителя, которым стал ЦТОЭ №6, обслуживающий Харьковскую и Сумскую области.

Очевидно, что использование гибкой, распределенной системы инвентаризации и учета удобно, эффективно и перспективно. Организация работы диспетчерского центра, вместе с внедрением системы MSTS позволили существенно повысить надежность сети ВОЛС компании «Атраком», вследствие уменьшения количества аварий на ВОЛС и оптимизации количественных и качественных показателей. Отдельно стоит отметить повышение информированности сотрудников и клиентов компании.

Работа над дальнейшей автоматизацией производственных процессов в компании «Атраком» не прекращается, компания твердо стоит на пути дальнейшей оптимизации и автоматизации производственных процессов.

 

Александр  ЧЕРнИКОВ,

аналитик  ДАЦ

компании «Атраком»

 

№ 4 (сентябрь) 2009